МАОУ "Ванзетурская СОШ"
п. Ванзетур, Березовский р-н, ХМАО-Югра
  • Методический семинар по теме: «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика».

    Методический семинар по теме:  «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»..

    В соответствии с годовым планом методической работы школы, в целях создания условий для профессионального роста педагогов школы и трансляции опыта работы 10 ноября  2022 года был  проведен  методический семинар по теме:  «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика».
    Участники семинара: педагогический коллектив школы
    Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, ее культура, профессионализм, а знания и умения, которыми она обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.
             Учителя школы должны не только донести знания до учеников, но и научить их использовать полученные знания в самостоятельной жизни за пределами школы, а также во время обучения удовлетворять свои потребности в саморазвитии и самореализации. Именно от грамотности и образованности учителей зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
         Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности.
                Этим и объясняется необходимость проведения ряда семинаров по функциональной грамотности, его соотнесением с социально-личностными потребностями, непрерывностью образовательного процесса.
    Цель: Совершенствование функциональной грамотности педагогов для повышения уровня эффективности преподавания предметов.
    Задачи:
    -Пополнить знания по функциональной грамотности учителя, как средства повышения эффективности качества образования;
    -Познакомить слушателей с видами прикладных заданий, позволяющих определить уровень сформированности функциональной грамотности учителей;
    -Через практическую деятельность познакомить слушателей с приемами технологии критического мышления (кластер, синквейн, диаманта).

    На мотивационном этапе   Миляхова Любовь Епифановна прочитала притчу «Крылья» Шалвы Амонашвили «Как научить детей летать»  
    Руководитель МО МПЦ Полякова Светлана Сергеевна на основном этапе работы предложила педагогическому коллективу разделиться на 3 творческие группы, и поработать с текстом Оскара Уайльда «Соловей и роза».
    Каждой группе было  предложено задание (1 группа)
    1. «Соловей и роза» - сказка, потому что…
    2. Действия в сказке происходят (где?) в…
    3. Главные герои сказки (выбери и подчеркни): Студент, Ящерица, Маргаритка, Соловей, дочь профессора, Розовый куст, Дуб.
    4. Студент - это…
    5. Основными событиями в сказке являются…
    Понимание: (2 группа)
    1. Что случилось в конце сказки (подытожь).
    2. Поясни роль в сюжете образа Дуба.
    3. Объясни следующую цитату: «В любви больше мудрости, чем в философии. Любовь сильнее власти. У нее крылья цвета пламени».
    4. Предположи: сможет ли Студент когда-нибудь поверить в настоящую любовь.
    5. Почему сказка названа «Соловей и роза»?
    6. Изложи краткое содержание рассуждения Студента о песне Соловья, подаренной Дубу.
    Применение: (3 группа)
    1. Какое отношение имеет тема сказки именно к тебе?
    2. Если бы ты находился рядом со Студентом, смог бы ему объяснить, в чем сила песни Соловья?
    3. Составь и запиши аргументы в защиту песни Соловья.
    Анализ:
    1. Почему Соловей поступает именно таким образом (проанализировать размышления Соловья о любви)?
    2. Сравни мнение Соловья и Студента о любви.
    3. Соотнеси черты характера героев с их поступками (Соловей, Студент, профессорская дочь).
    4. Исследуй этапы «окрашивания» розы, подтверждая текстом (озаглавь каждый этап).
    Синтез:
    1. Придумай новую идею сказки при условии, если бы Студент понял песню Соловья.
    2. Предложи другой способ «окрашивания» розы, чтобы спасти Соловья.
    3. Как бы ты поступил на месте Соловья?
    Оценка:
    1. Попробуй оправдать размышление Студента о любви.
    2. Реалистичен ли такой конец?
    А также было  выдано дополнительное задание по группам:
    1 группа – составить  кластер по тексту,
    2 группа – составить  синквейн,
    3 группа – составить «Диаманту».
    Основной этап семинара завершился  защитой  работ.
              В заключении Полякова С.С. предложила коллегам   буклеты, содержащие информацию и полезные ссылки на разработки заданий по различным направлениям функциональной грамотности.
    Рефлексию провела педагог-организатор Глущенко Светлана Анатольевна. Прием рефлексии был использован «Яблоня" На доске прикреплен рисунок яблони. Педагогам раздали  нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивали  яблоки на яблоню: красные – я считаю, что сделал всё замечательно, у меня хорошее настроение; зеленые – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
    Наш  семинар  завершили  словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».
    В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.

    методист Леванских Наталия Витальевна

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie